15.12.2020
На эти острые вопросы согласился ответить Александр Ханкеев, руководитель компании «Ривер Груп», которая уже более 10 лет реализует в России инжиниринговые и строительно-монтажные проекты и входит в «100 лучших предприятий и организаций России – 2020». Все строители, но не все россияне знают, что большое количество зданий в России строится без предварительного проектирования. На законодательном уровне это обязательство закреплено, но слабо контролируется. Поэтому и слабо исполняется, особенно с учётом того, что цена и сроки подготовкивыверенного проекта достаточно высоки. Да и российская ментальность такова, что собственники часто сначала строят «коробку», а по ходу дела уже решают, что из неё сделать: торговый или офисный центр, гостиницу или аквапарк. Такое «допиливание» здания значительно удорожает весь ремонт, но «размазывает» финансовые затраты во времени – поэтому, к сожалению, всех всё устраивает. В итоге мы получаем то, что заслуживаем. Например, пожар в баре «Хромая лошадь» из-за нарушений правил противопожарной безопасности, отсутствия системы автоматического пожаротушения, применения несоответствующих отделочных и декоративных материалов, отсутствия эвакуационных выходов. В результате трагедии погибли 156 человек.
Или другой пример: аквапарк «Трансвааль». Из-за ошибок проектирования произошло обрушение перекрытий, которые не выдержали непредназначенных для них нагрузок. Обычно последствия не так трагичны, но потенциально опасны: отсутствие вытяжек и вентиляции в помещениях под спорт или общепит, провал пола, трещины стен, перекос лифтовых шахт и пр. Всего этого нет на объектах, где сознательный застройщик ведёт работы повыверенному проекту. Утешающая новость в том, что хотя бы промышленные объекты у нас строятся согласно жёстким регламентам и сложным проектам. Там очень высокие риски и угрозы для безопасности людей и экологии, а ответственность распределена между несколькими участниками строительства, а не сосредоточена только на одном лице – собственнике или подрядчике.
Почему я это точно знаю? Только за последние три года компания «Ривер Груп»была подрядчиком на таких сложных объектах как Западно-Сибирский комплекс глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины; очистные сооружения промышленных сточных вод «Сибур» и новый аэропорт в Тобольске; Амурский газоперерабатывающий завод в г. Свободный; Московский нефтеперерабатывающий завод в г. Капотня и«Арктик СПГ 2» в Мурманской области. Поэтомуя знаю эту «внутреннюю кухню». Такое ответственное отношение к промышленному строительству – это, скорее, наследие советской жёсткой системы и международных стандартов. На крупных промышленных предприятиях эти традиции ещё сильны. А вот частные застройщики при строительстве общественных объектов и жилых домов иногда позволяют себе колоссальные нарушения, экономию на материалах и проектах. Такие злоупотребления возможны только там, где слабый контроль за отраслью и легкая возможность избежать ответственности. Эти меры, конечно, нужно ужесточать, если мы хотим жить и работать в безопасных и качественных зданиях. Нас обычно приглашают не только для строительных, монтажных, пуско-наладочных работ, но и для формированияисполнительной документации.
Что это означает? Что специалисты «Ривер Груп» с профессиональным образованием, соответствующими допусками, квалификацией и колоссальным опытом проверяют фактическое исполнение проектных решений на объекте и находят пробелы, которые нужно устранить и привести в соответствие с проектом и законодательством.
Почему эти же правила не применяются на гражданских объектах? Потому что в законе не все застройщики такие ответственные. Кроме того, в строительной индустрии колоссальный дефицит кадров на всех уровнях. HR-служба «Ривер Груп» буквально «рыщет» по рынку профессий России и СНГ, отыскивая «золотые руки и головы». Кроме специального образования, «наш человек» должен еще обладать определенными личностными качествами, чтобы держать высокую планку профессии: ответственность, стрессоустойчивость, навыки аргументации, работа на результат, знание технических норм и правил в строительстве. Если мы видим, что специалист обладает такими личностными качествами, но ему не хватает опыта или квалификации, то мы обучаем его за свой счёт и прикрепляем к опытному наставнику. Мы ценим людей, так как в строительстве должны работать те, кто крепче металла по духу и принципам. А если специалист достойный и знает себе цену, то и зарплату он должен получать соответствующую, а занятость постоянную.
Так как же сделать так, чтобы качество строительства в РФ принципиально возросло? Не нужно придумывать колесо, нужно взять международный опыт коллег в отрасли. Мы сотрудничали со многими иностранными компаниями и изучили их требования и стандарты. Во многих странах процесс приёмки объекта разложен на несколько этапов, что позволяет устранить ошибки заблаговременно и многократно повысить надежность зданий и сооружений. То есть сначала разработали и согласовали проект. Позже сдали комиссии приёмщику - фундаменты, стены, кровлю, коммуникации и пр. Вот такая многоступенчатая приёмка объектов мотивирует застройщиков делать качественную работу на каждом этапе и устраняет с рынка случайные компании, которые демпингуют на тендерах и охотятся за быстрыми деньгами. Да, такое строительство будет немного дольше. Особенно на переходном этапе. Многоэтажку за год-два уже не сдашь. Но это будет совсем другое жильё и другие отраслевые стандарты. Все свои объекты мы строим и принимаем именно так все 10 лет работы. Внутренний аудит и строгая приёмка на каждом этапе. Потому что мы нацелены на долгие годы работы в отрасли и выход на международный рынок. Если в нашей стране все застройщики будут строго исполнять все стандарты, закрепленные в законе, будут знать, что за выявленные нарушения у них могут отозвать лицензию на работу, то отрасль многократно повысит своё качество. Если для внедрения этих жёстких мер и повышенного контроля нужно пойти в законодательные органы или вносить общественные инициативы, чтобы внести поправки в отраслевое законодательство, то мы готовы это сделать. Всему обществу давно пора взять на контроль работу строителей и не соглашаться на объекты низких стандартов.